Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров

  Журнал "Недвижимость: экономика, управление" / Журнал №6 / Где красивее строят?

Где красивее строят?

Нефёдов Валерий Анатольевич,
канд. арх. наук,
директор архитектурного института

О достоинствах или недостатках любой из городских построек можно судить с различных позиций: исходя из сопоставления с другими объектами в отечественной практике или сравнивая с примерами реальной архитектуры за рубежом. Понятно, что первый путь мог бы дать немало оснований для констатирования определённых изменений в сторону увеличения числа строений с использованием современных строительных технологий в Санкт-Петербурге, в то время как второй путь невольно заставляет задуматься о соответствии наших последних построек динамично обновляемым подходам к созданию всё более современных зданий ХХI века в различных странах.
Преодоление инерции мышления отличает зарубежную практику во многих направлениях строительства - в возведении жилых, общественных и промышленных зданий, в создании новых транспортных объектов или устройстве садов и парков нового поколения. Не выдумывая искусственно ни "парижского", ни "берлинского", ни какого-либо другого индивидуально-городского стиля, современная зарубежная архитектура стабильно предпочитает внешней красивости отдельных строений их высокую технологичность, смелость, ясность и функциональную обоснованность формообразования и минимальную декоративность.
Подобный подход наиболее рельефно проявился в одной из самых распространенных областей строительства - создании новых жилых образований. Не загромождая фасады новых жилых домов многочисленными архаичными башенками и фронтонами, колоннами и шпилями в стиле ампир, якобы закрепляющими "дух" архитектуры предшествующих веков, зодчие развитых стран делают выбор в пользу лаконичных форм зданий с характерной геометрией. Поставив акценты на достижение реального разнообразия городских жилых районов, европейские архитекторы используют для этого всё многообразие форм новых конструкций, цветов и фактур различных строительных материалов. Достаточно показателен в этом отношении опыт современной застройки Берлина как "города на воде", в частности, в районах Штралау и Шпандау. Максимально "оживляя" рельеф стены за счёт использования балконов различной конфигурации, прибегая к разнообразию трактовки архитектуры верхних и нижних этажей здания, авторы этих построек добиваются особой выразительности жилых домов, увязанных с каждым конкретным местом.
Отказ от нивелирования жилых строений под некий стереотип зданий единого ретро стиля проявляется то в выборе необычного контура наружных стен, то в использовании глубокого рельефного профилирования фасада, то в применении трансформирующейся оболочки здания. При этом речь не идёт о создании каких-либо эксклюзивных объектов, а смысл заключается в смене подхода к проектированию жилой среды с применением постоянно обновляемого набора пластических и технических средств. Одним из характерных примеров в этом отношении стал жилой дом на улице Швейцарии в Париже, где лёгкие раздвижные экраны из металлической решётки и свертываемые в рулон жалюзи из деревянных реек символизируют постоянное изменение фасада, способность реагировать на параметры окружающей среды.
Обновление подходов к проектированию и строительству современных объектов наиболее заметно на примерах новых общественных зданий в Европе. Стремление к достижению оптимального взаимодействия архитектурного объекта со средой и рассмотрение его в качестве части этой среды составило основание для всё более частого упоминания в зарубежной практике понятий "интеллектуальное здание" и "ресурсная архитектура". Отказавшись от многих стереотипов как в трактовке внешней оболочки зданий, так и в их структурном построении, зарубежные архитекторы смогли решить многие и для нас актуальные проблемы, в том числе, энергосбережения, на качественно новом уровне. И достигнуто это было не за счёт утолщения массивных конструкций ограждения или сокращения площади остеклённых поверхностей, а путём создания "многослойных" фасадов с включением буферных пространств, обеспечивающих энергетический баланс за счёт иного структурного построения здания.
Независимо от климатических условий подобный подход оказался эффективным для экономии энергии, затрачиваемой на отопление строений, обеспечивая одновременно лучший тепловой баланс в зимних условиях и гарантируя оптимальное распределение температур при избыточной инсоляции в летний период. Концепция двойного фасада была многократно и достаточно удачно интерпретирована в различных вариантах, в частности, в приёме "здание в стеклянном футляре", что наглядно видно на примере здания Христианско-Демократического Союза (CDU) в Берлине. Многослойный фасад в данном случае предстал в виде основного объёма криволинейной формы с оболочкой из плоского остекления, в пространстве между которыми разместился зимний сад.
Превращение здания в часть среды составило одно из важных положений, изменивших представление о пространственной организации новых объектов, использовании современных материалов и конструкций. Интегрирование зданий с их природным окружением, своего рода симбиоз архитектуры и природы, стал рассматриваться как составная часть концепции устойчивого развития города и достижения определённого экологического равновесия вокруг возводимых строений. Создание промежуточных пространств между архитектурными объектами и их ближайшим окружением выразилось в композиционном и конструктивном распространении отдельных фрагментов зданий на прилегающие улицы и площади, стерев традиционное разграничение между интерьером и экстерьером. Встречное движение компонентов живой природы проявилось в размещении деревьев и кустарников между внешними "слоями" зданий, заполнении вьющейся растительностью фрагментов фасадов по специальному каркасу и создании озеленённых крыш.
Одним из характерных примеров подобного превращения архитектурного объекта в часть среды стало здание фирмы Картье в Париже, в котором высокие деревья заполнили промежуточное пространство, "размыв" границы между строением и прилегающей улицей.
Концепция создания промежуточных зон, распространившись на многие европейские страны, нашла свое проявление во многих современных объектах, возведение которых реально способствовало совершенствованию строительных технологий. Выйдя за рамки создания традиционных общественных зданий и перейдя к формированию архитектуры переходного пространства, зарубежная практика последнего десятилетия продемонстрировала качественно новую потребность в смелых идеях и адекватных конструктивных решениях. Глядя на такие постройки, как культурный форум в "Sony"-центре в Берлине или новые перекрытые стеклом пешеходные зоны в бывшем промышленном квартале "BOSCH" в Штутгарте, одинаково впечатляет и оригинальность архитектурного замысла, и безусловное преодоление традиционных представлений о возможностях конструкционных материалов.
Став на путь радикального обновления современной архитектуры и выгодно реализуя через систему открытых международных конкурсов, творческий потенциал зодчих разных стран, практика развитых стран в последние десятилетия продемонстрировала немало примеров распространения новых подходов к созданию объектов нового поколения. Перемены коснулись и подземного пространства города, где возможности архитектуры и технологии не были полностью реализованы. Не случайно, что при строительстве новой 14 линии метро ("Метеор") в Париже был приложен максимум усилий для компенсации определённого дискомфорта, испытываемого человеком при передвижении подземным транспортом, средствами современной архитектуры и ландшафтного дизайна. Кульминацией обновлённого подхода к архитектурному решению подземного пространства стало устройство на станции "Лионский вокзал" настоящего сада с живой растительностью как некая демонстрация возросших технологических возможностей современного строительства.
Практика застройки крупных городов Европы достаточно часто свидетельствует о том, что разграничение архитектуры на старую и новую имеет весьма условное значение. На деле проверяется способность архитекторов и строителей создавать объекты того уровня, который обеспечен возможностями современной строительной технологии. Освобождение от комплекса историзма, предполагающего лишь вариантный пересказ ранее построенных зданий с лёгкими модификациями, позволяет зодчим развитых стран возводить объекты, которые спустя несколько десятилетий вполне могут стать памятниками архитектуры начала ХХI века. В этих постройках воплощаются радикально новые представления о приёмах гармонизации городской среды средствами архитектуры и дизайна.
Прогресс в области технологии реально отражается и на изменении подходов к строительству садов и парков нового поколения. После ставшего определённой сенсацией возведения Сада Атлантики на крыше вокзала Монпарнас в Париже центр экспериментального ландшафтного строительства сместился в Барселону, где летом минувшего года был открыт необычный парк Диагональ Мар. Особенностью нового парка стало радикально новое качество работы с пространственными металлическими конструкциями в виде пергол динамичной конфигурации, а также свободное моделирование поверхности земли и создание системы водных пространств на различных уровнях. По существу, практика создания современных ландшафтных объектов с реализацией нового парка в Барселоне преодолела ещё один стереотип в организации открытых пространств на основе использования высоких технологий работы с металлом.
Большинство из приведённых примеров уже стали достоянием истории, пополнив внушительный ряд реально современных объектов архитектуры и став на какое-то время определённой "планкой", предложив зодчим разных стран преодолеть её на ещё более высоком уровне. Без интеллектуальной поддержки в виде новых идей и технологий сделать это невозможно. Поэтому сравнивая практику возведения новых объектов в Санкт-Петербурге с опытом строительства за рубежом, можно отметить, что лучшим проявлением архитектурных традиций города, возведённого при участии многих европейских зодчих, могла бы стать его готовность к постоянному обновлению, к реализации новых технологических достижений.
Предстоящий конкурс на проект нового здания Мариинского театра может стать реальным началом такого обновления с участием архитекторов разных стран. И высокий статус проектируемого объекта, и состав творческих коллективов-участников конкурса дают основания для немалых надежд на качественный прорыв в городской архитектуре. Скорее всего, в обсуждении разработанных проектов захотят принять участие многие горожане, и становится очевидной необходимость создания обстановки максимальной "прозрачности" вокруг подведения итогов конкурса и превращения практики проведения открытых международных конкурсов в норму городского архитектурного процесса.
Каждый период в развитии архитектуры знаменуется своими достижениями. Было время, когда для полного восторга горожан от вновь возведённого строения было достаточно качества внешней красивости фасада или пышного убранства его интерьеров. Новый век предложил другие критерии оценки итогов труда архитекторов и строителей, дополнив качества гармоничности с историческим наследием, эстетической выразительности и оригинальности композиционного приёма постройки качеством соответствия своему времени по характеру использования новейших технологий, реализации принципов энергетического и экологического балансов с окружающей средой. Красивым становится то сооружение, которое на продолжительный период остаётся ориентиром для стимулирования новых подходов к новаторскому формообразованию, повышения комфортности для пребывания человека и органичного интегрирования в окружающую среду с увеличением роли компонентов живой природы.


1. Жилой дом в районе Штралау. Берлин.


2. Фасад жилого дома с каскадным озеленением. Нюртинген.


3. Фрагмент жилого дома с использованием облицовки из металла и дерева. Париж.


4. Трансформирующийся фасад жилого дома с металлическими раздвижными модулями. Париж.


5. Фасад жилого дома со свертываемыми в рулон жалюзи. Париж.


6. Здание CDU (Христианско-Демократического Союза ) с многослойным фасадом. Берлин.


7. Промежуточное пространство перед зданием фирмы Картье. Париж.


8. Пространственное покрытие над культурным форумом в "Sony"-центре. Берлин.


9. Перекрытая стеклом пешеходная зона в квартале "BOSCH". Штутгарт.


10. Фрагмент пространственного покрытия из стекла и металла над пешеходной зоной в квартале "BOSCH". Штутгарт.


11. Покрытие из стекла и металла над железнодорожной станцией в аэропорту Франкфурта-на-Майне.


12. Подземный сад на станции метро "Лионский вокзал". Париж.


13. Металлические перголы с ёмкостями для растительности в парке Диагональ Мар. Барселона.

Журнал "Недвижимость: экономика, управление"

Международный научно-практический журнал "Недвижимость: экономика, управление" №6

В начало страницы || Версия для печати

E-mail: info@rips.ru

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на www.rips.ru

,
О РООС
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ РООС
  • Колонка редактора
  • Анонс статей следующего номера
  • Подписка на журнал
    АНАЛИТИКА
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
    ЗАКОНЫ



    Сделано вручную
    поддержка
    LRB.ru
    дизайн
    suNИrize

    , купить диплом о среднем техническом образовании в СПб подробнее,