Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров Журнал "Недвижимость: экономика, управление"
Журнал №6 / Местное самоуправление Большой Охты Санкт-Петербурга

Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров

Оригинал документа:
http://www.RIPS.ru


Местное самоуправление Большой Охты Санкт-Петербурга

Войтановский Михаил Васильевич,
Глава Местной Администрации МО №33 "Большая Охта"

Местное самоуправление является важнейшей частью системы управления обществом. Гарантии его развития закреплены Конституцией Российской Федерации, соответствующими федеральными и региональными законами. В Конституции установлено, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. При этом, народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Становление местного самоуправления обусловлено необходимостью преобразования всей системы управления с целью достижения основной цели - улучшение качества жизни людей.
Экономическое значение местного самоуправления муниципального образования состоит в том, что его развитие способствует повышению деловой активности проживающего населения округа, повышению эффективности функционирования хозяйства, формированию новой инфраструктуры.
Политическое значение местного самоуправления муниципального образования состоит в активном развитии народовластия, расширении возможностей и мотивации к добровольному участию проживающего населения непосредственно через созданные Общественные советы или через органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения. А реальное участие в местном самоуправлении предоставляет гражданам уникальную возможность для проявления гражданской активности.
Социальное значение местного самоуправления муниципального образования состоит в ориентации на улучшение качества жизни всего населения округа, улучшении жизнеобеспечения населения в сферах, отнесенных к предметам ведения муниципалитетов.
Работа депутата трудна и ответственна. Она требует больших умственных и физических затрат, постоянной самостоятельной работы по расширению знаний в области исполнения решений муниципального образования на своем избирательном округе по соответствующим предметам ведения. На исполнение депутатской работы требуется большое количество времени, в том числе вечернего, умения слушать и слышать людей, знать проблемы населения и пути их решения на уровне местного самоуправления. Основным инструментом решения подавляющего большинства задач является бюджет муниципального образования.
Муниципальное образование "Большая Охта" состоит из 20 одномандатных избирательных округов, выборы в которые прошли в 2000 году. В каждом округе избран свой депутат, его знают избиратели, ему адресуются наказы и поручения и по его работе оценивается его депутатская деятельность.
В муниципальное образование входит 55400 жителей, его бюджет на 2002 год составил 19846,0 тыс. руб. или 358 руб. в год на одного жителя.
Муниципальное образование не получает трансфертов от государства, так как его доходы достаточны для поддержания минимально гарантированного бюджета. Ежегодно рост бюджета МО увеличивается примерно на 2,7 - 3,0 млн. рублей и в 2003 году запланирован его профицит. В МО №33 создано пять постоянных комиссий:
1. Комиссия по информации и связям с общественностью.
2. Комиссия по жилищному хозяйству и благоустройству территории .
3. Планово - бюджетная комиссия .
4. Комиссия здравоохранения, социальной защиты и безопасности жизнедеятельности .
5. Комиссия культуры, молодежи, спорта и образования.

Таблица 1. Основные статьи расходов бюджета МО "Большая Охта" за 2002 г.
№ п/пНаименование статей расходовСуммы в тыс. руб.
1Содержание представительных и исполнительных органов муниципального образования2155,0
2Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности288,0
3Жилищно-коммунальное хозяйство8239,0
4Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (ГО и ЧС)228,0
5Образование2472,0
6Средства массовой информации441,0
7Социальная политика5620,0
8Прочие расходы (резервный фонд)403,0
Всего произведено расходов:19846,0

Конечно, суммы бюджетных средств, которыми располагает муниципалитет, значительно ниже и кардинально отличаются от тех, какими могут свободно и по собственному усмотрению распоряжаться депутаты городского Законодательного собрания. Но все же. Что же реально сделали депутаты муниципального образования " Большая Охта " в 2002 году, какие вопросы удалось им решить и на какие цели были потрачены бюджетные деньги, а значит и деньги налогоплательщиков? Об этом население узнает из информации Главы Местной Администрации Муниципального образования №33 " Большая Охта ". Приводим его фрагмент.
"…Жилищно-коммунальное хозяйство. Самые острые и важные для жителей Большой Охты проблемы связаны с жилищно-коммунальным хозяйством. С этими вопросами муниципальные депутаты сталкиваются каждый день. На депутатских приемах избирателей волнует именно этот вопрос, большая часть их заявлений составляют жалобы на содержание жилищного фонда и прилегающих территорий.
Общая сумма этого раздела Муниципального бюджета составила 4404,5 т.р.
Из них на жилищное хозяйство израсходовано 2825,5 т.р., включая
1. Расходы на текущий ремонт внутридворовых и придомовых территорий (асфальтирование ) 2343,0 т.р.;
2. Расходы на организацию и содержание детских и спортивных площадок 273,0 т.р.;
3. Расходы на изготовление информационных стендов 6,0 т.р.;
4. Расходы на установку металлических дверей с кодовыми замками 203,5 т.р.;
Из них на коммунальное хозяйство 1579,0 т.р., включая
1. Расходы на текущее содержание и ремонт зеленых насаждений придомовых и внутридворовых территорий МО№33 1237,0 т.р.;
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения 342,0 т.р.;
Согласно утвержденных Адресных программ выполнены работы по асфальтированию:
1. ул. Пугачева, д. 9 - 530 кв.м. на сумму 250,00 т.р.
2. ул. Б. Пороховская, д. 26 - 360 кв.м. на сумму 170,00 т.р.
3. ул. Синявинская, д. 16 - 630 кв.м. на сумму 300,00 т.р.
4. ул. Тарасова, д. 9 - 630 кв.м. на сумму 300,00 т.р.
5. Шоссе Революции, д. 21 к.2 - 890 кв.м. на сумму 420,00 т.р.
6. пр. Энергетиков, д. 30 к.5 - 1210 кв.м. на сумму 578,00 т.р."
В МО №33 " Большая Охта " существует два органа муниципальной власти - Муниципальный Совет и Местная Администрация.
Муниципальный Совет - это орган представительной власти, являющийся коллективным органом принятия решений по исполнению предметов ведения муниципального образования и организации внутренней работы совета. Муниципальный совет представляет все население МО №33 и осуществляет от его имени местное самоуправление в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными и местными Законами, Уставом муниципального образования. Руководит Муниципальным советом - Председатель муниципального совета избираемый из состава депутатов сроком на 4 года и работает на постоянной основе.
Местная Администрация - это орган местного самоуправления, который исполняет возложенные на него обязанности в соответствии с Уставом муниципального образования, а также Постановления муниципального совета, принимаемых в пределах его компетенции. Администрация является юридическим лицом, наделена правами и полномочиями в соответствии с Уставом и действующим законодательством, оставаясь при этом подотчетной и подконтрольной муниципальному совету. Руководит Администрацией - Глава местной администрации избирается из состава депутатов сроком на 4 года и работает на постоянной основе.
Местная администрация состоит из 3-х отделов:
- бухгалтерии (3 сотрудника);
- общего отдела (2 сотрудника);
- органа опеки и попечительства (2 сотрудника).
Сфера деятельности Местной Администрации разделена на функции.
Экономика и финансы.
- экономическое прогнозирование и планирование;
- управление муниципальной собственностью;
- размещение муниципального заказа;
- финансовое планирование;
- исполнение бюджета;
Социальные вопросы.
- опека и попечительство;
- оказание социальных услуг населению за счет средств местного бюджета;
- взаимодействие с Опекунским советом;
Общественная безопасность.
- охрана общественного порядка;
- обеспечение санитарного благополучия;
- участие в охране окружающей среды;
- защита населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Общие вопросы:
- организация работы Администрации и муниципальных служб;
- информационная политика органов местного самоуправления. На практике это обширная сфера деятельности Местной Администрации;
- разработка и исполнение утверждаемого муниципальным советом местного бюджета, систематическая отчетность перед Советом и Комитетом финансов Администрации Санкт-Петербурга об исполнении бюджета;
- разработка Адресных программ развития МО №33 по своей инициативе или поручению депутатов, их исполнение и осуществление контроля за исполнением другими подрядными организациями;
- организация и осуществление комплекса мероприятий в рамках исполнения полномочий органа опеки и попечительства: назначение и снятие опеки (попечительства), снижение брачного возраста, оформление разрешительной документации на сделки с недвижимостью с участием несовершеннолетних детей, усыновление и пр.;
- организация работ и осуществление контроля по благоустройству внутридворовых и придомовых территорий согласно Адресным программам утвержденных муниципальным советом;
- организация работ и осуществление контроля по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения: ликвидация несанкционированных свалок, устройство контейнерных площадок для сбора бытового мусора, дезинфекция подвалов и пр.;
- содержание, ремонт и благоустройство детских игровых и спортивных площадок.
Первые впечатления о работе Муниципального образования №33 "Большая Охта". Чтобы мы ни говорили, но отношение людей к власти постепенно меняется. Исчезли страх, боязнь, скованность. Все больше среди чиновников встречается образованных людей, душой, знаниями и своим опытом желающих улучшения дел. Есть ли недостатки? Конечно, есть. Это и явная нехватка средств, и безответственность в исполнении своих обязанностей, и отсутствие надлежащего контроля и координации действий. Однако все это, постоянно устраняется и постепенно наводится порядок.
Для жителей и депутатов понятие гражданского общества - это способность всех людей к деловому сотрудничеству, желание всех и каждого в отдельности помочь друг другу в достижении поставленных задач по защите своих прав и законных интересов. Необходимо сделать все, чтобы всегда были чистые и уютные парадные, ухоженные дворы и улицы, ощутить на себе заботу властей о твоем здоровье, образовании твоих детей. Иначе говоря, все то, чего нам сейчас так остро не хватает.
Что же сейчас необходимо сделать?
1. На наш взгляд (и его разделяют многие), необходимо укрупнить муниципальные образования, уменьшить их число (сейчас их 111). Следует вернуться к районному административному делению с последующим реформированием районов в муниципальные округа. Таким образом, переход большинства сегодняшних предметов ведения Территориальных Управлений (ТУ) перейдут автоматически к МО, что обеспечит ощутимый сдвиг на пути к децентрализации власти с параллельным участием в данном процессе компетентных специалистов, нынешних работников ТУ.
2. На данном этапе необходима более четкая и содержательная законодательная база по разделению полномочий между МО и ТУ. Она должна быть достигнута как можно скорее во избежание пересечения полномочий и ликвидации неопределенных полномочий. Передача полномочий должна сопровождаться передачей достаточного финансирования на эти полномочия. Что имеется ввиду? Асфальтирование территорий входит в компетенцию обеих структур. Текущий ремонт внутридворовых территорий осуществляется МО, а район должен заниматься капитальным ремонтом территорий. На практике чрезвычайно сложно разделить Адресные программы, что приводит к ситуации, в которой на деле никто не будет проводить ремонт улиц вообще. МО могут позаботиться лишь об улицах в крайне тяжелом состоянии, между тем именно в МО жители обращаются с жалобами на невыполнение более масштабных работ коллегами из районной администрации. Работы такого рода недостаточно скоординированы. Совместным координационным комитетам МО и ТУ пока не удается решить проблему в условиях настоящего разделения полномочий.
3. Активно расширять возможности Территориальных органов самоуправления и Общественных советов. Это должно быть совместное участие в составлении муниципальных Адресных программ, социальной работе, военно-патриотическом воспитании молодежи.
4. Сообща взяться за жилищный фонд, его эксплуатацию и обслуживание - этот тяжелый пласт можно сдвинуть в лучшую сторону. Ведь, на наш взгляд, главная ошибка в жилищной политике - это провалы в кадровой политике и очень неэффективное финансирование, в результате чего как-то забыли о людях. Раньше дворникам, сантехникам, электрикам и т.д. давали ведомственное (служебное) жилье и приемлемую зарплату. Но, главное - это жилье и пора срочно восстановить систему выделения арендного жилья для работников коммунального хозяйства. Иначе порядка не навести! Тоже самое необходимо, на наш взгляд, делать и в отношении участковых милиционеров, а возможно, и учителей, и врачей поликлиник. В любом деле главным звеном цепи, за которое может быть вытащена вся проблема - это люди, их профессионализм, заинтересованность, ответственность за порученное дело. Необходимо возродить у власти - глубокое уважение к людям, к их достижениям, опыту, знаниям, заслугам. Только с позиции уважения можно понять, в чем люди нуждаются, чем можно им помочь. Мы уверены, что любое общественное служение может и должно принести пользу стране, городу, микрорайону, если в его основе лежит все то же уважение к простым людям.
И если нам здесь, на месте, удается помочь конкретным людям, если такая помощь ощущается со стороны городских и федеральных властей, тогда все реальней будет возможность восстановить в людях доверие к власти, к государству.

Журнал "Недвижимость: экономика, управление"

Международный научно-практический журнал "Недвижимость: экономика, управление" №6


РООС © 2004<<< Назад
, ,