Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров Аналитические статьи
Осколки империи. Сталинский ампир.

Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров

Оригинал документа:
http://www.RIPS.ru/analit.phtml?id=87


Осколки империи. Сталинский ампир.

У великолепной семерки сталинских высоток, определивших облик советской Москвы, имеются родственники за границей. Многоэтажные башни, а то и целые проспекты из зданий в стиле сталинского ампира были построены в 50-х годах XX века в союзных республиках и дружественных государствах. Появление этих архитектурных достопримечательностей стало прямым следствием Второй мировой войны, превратившей пол-Европы в руины: ведь пустоту пришлось чем-то заполнять. Одни постройки удачно вписались в городской пейзаж, другие на фоне соборов и старинных зданий смотрятся странно. Но так или иначе они стали памятниками своей эпохи и мишенями для фотообъективов туристов.

Дворец культуры и науки, Варшава

Пожалуй, это самое известное из всех зданий сталинского ампира за рубежом. Во-первых, оно выглядит как близняшка сталинских высоток в Москве; во-вторых, находится прямо возле Центрального вокзала, так что туристы, прибывающие в Варшаву поездом, сразу же на него натыкаются. Существует легенда, согласно которой россияне в свое время предложили варшавянам на выбор дворец либо линию метро. Поляки предпочли сооружение, устремленное в небеса, — высотой почти 235 метров, со смотровой площадкой на 30-м этаже. Внутри поместилось много всякого-разного: от бассейна до академии наук.
Говорят, после перестройки власти Варшавы точили зубы на сталинский подарочек. Сносить его оказалось дорого и хлопотно, поэтому от раздражающего здания постарались избавиться иначе: спрятали высотку за другими небоскребами — новыми отелями и бизнес-центрами. Башни в стиле хай-тек сейчас действительно «водят хоровод» вокруг своего собрата старой закалки... И кто из них смотрится эффектнее — еще вопрос.

Гостиница «Украина», Киев

У высотки на центральной киевской улице Крещатик солидные соседи — Верховная рада и президентская администрация. А из окон трехзвездочных номеров открывается вид на знаменитый майдан Незалежности {площадь Независимости). Когда-то здесь возвышался «первый киевский небоскреб» — 11 -этажный Дом Гинзбурга, названный так в честь владельца земельного участка. Но во время Второй мировой войны практически весь Крещатик превратился в руины. Восстанавливавшие его украинские и московские архитекторы задумали возвести на месте прежней многоэтажки новую — еще выше. Однако проект «подрезало» распоряжение Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами: башню пришлось сделать несколько короче. Так что открывшаяся в 1961 году гостиница кажется недостроенной родственницей высоток в Варшаве и Москве. Позже первоначальное название отеля «Москва» сменили на более патриотичное — «Украина». Хотели и росту добавить для солидности, но пока здание остается при своих 16 этажах.

Академия наук, Рига

Башню высотой в 21 этаж в центре Риги задумывали как роскошный Дом колхозника — с гостиницами, конференц-залами и учебными заведениями для латвийских тружеников села. И площадку для нее выбрали возле Центрального рынка. Но в 1958 году, когда здание было достроено, власти, увидев, как здорово получилось, колхозникам его не отдали: решили, что сельхознауки надо осваивать поближе к земле, а в небоскребе самое место ученым.
Разрабатывал проект местный архитектор Освальд Тилманис, но помогали ему и московские консультанты. Именно они посоветовали добавить высотке национальных элементов — в частности, увенчать ее таким же шпилем, какой завершает купол церкви Святого Петра. Правда, вместо флюгера-петушка на макушку прикрепили пятиконечную звезду.
Фасад отделали керамическими плитками (кстати, мастеров, которые выполняли эту работу, позже пригласили в Москву — украшать строящийся вестибюль станции метро «Рижская»). Плитки целы до сих пор, а вот звезды на башне давно уже нет, да и Академию наук слегка потеснили офисы. Но посетить здание стоит: высокие потолки и роскошные люстры парадных залов все еще впечатляют, кроме того, со смотровой площадки 18-го этажа открывается прекрасный вид на Ригу.

Выставочный центр, Шанхай

Родственники Шанхайского выставочного центра (Shanghai Exhibition Center), расположенного на улице Наньцзин, — не сталинские высотки, а павильоны ВДНХ. И это неудивительно: построили его русские специалисты в 50-е годы XX века для проведения в КНР советских выставок, чтобы наглядно демонстрировать китайским товарищам культурные достижения СССР. Впрочем, к проекту приложили руку не только наши архитекторы — их китайский коллега Ши Цинтан тоже в работе поучаствовал.
Изначально здание называлось Домом советско-китайской дружбы. Примерно такие же «дружественные дворцы» появились в Пекине, Гуанчжоу и других городах Китая, ведь советских достижений было много. Когда дружба поостыла, некоторые выставочные центры перестроили, но шанхайский уцелел, его только переименовали (в конце 80-х). А в 2002 году еще и отреставрировали, позолотив крышу. Теперь архитектурный комплекс окружен дорогими отелями и регулярно принимает международные выставки и конференции.

Посольство Российской Федерации, Берлин

Земельный участок вместе с расположенной на нем усадьбой на знаменитом берлинском бульваре Унтер-ден-Линден прикупил в российскую собственность еще Николай I. Здесь отечественные дипломаты трудились до начала Второй мировой войны, а потом старинный особняк был разрушен во время бомбежек. После войны советский архитектор Анатолий Стрижевский вместе с немецким коллегой Фритцем Борнеманном разработали проект нового здания, и в 1951 году в ГДР открылось обновленное посольство Советского Союза.
Новый «кусочек России» получился в три раза крупнее прежнего, и, хотя до высотки он все-таки не дотягивает, все приметы знакомого стиля присутствуют: гранитная отделка, барельефы и скульптуры, венчающая строение башенка. «Русский дворец» стал архитектурной достопримечательностью германской столицы. Внутри он, пожалуй, даже красивее, чем снаружи. Большой Купольный зал, например, украшен стеклянной мозаикой с изображением Спасской башни — как будто окно посольства в центре Берлина смотрит прямо на Московский Кремль.

Дом свободной прессы, Бухарест

В столице Румынии несколько монументальных шедевров сталинского ампира, и в их числе знаменитый Дворец парламента — бывшая резиденция правительства Чаушеску. Строили ее с размахом: по размерам это второе в мире здание после Пентагона. Но, чтобы стать памятником эпохи, Дворец Чаушеску малость припозднился с появлением на свет: построен он только в 1984 году — практически новодел!
А вот Дом свободной прессы, что в конце шоссе Киселева, — самое что ни на есть историческое наследие: его возведение завершили в 1956 году. Архитектора Хория Майку явно вдохновляла высотка Московского университета, правда, румынская постройка ниже. Сперва ее именовали Домом «Искры» (Casa Scanteii) — по названию издававшейся здесь главной газеты румынской компартии. После революции 1989 года исчезли и газета «Искра», и памятник Ленину перед зданием, но его назначение сохранилось: сегодня это Дом свободной прессы, в котором располагаются редакции различных румынских газет и журналов.

Гостиница Crown Plaza, Прага

Об этом отеле, стоящем на пути из аэропорта Рузине к Пражскому Граду, в новых справочниках говорится, что в его архитектуре присутствуют элементы американского ардеко. Может, они и правда здесь присутствуют, но любой русский турист без труда определит, какой стиль преобладает: башня с двумя крыльями по бокам имеет близкую родню среди сталинских высоток Москвы. Разве что пражская «кузина» пониже ростом и украшена скромнее: вместо скульптур и барельефов в основном графика. Сами чехи постройку характеризуют забавным словом «сорела» — так они сократили фразу «социалистический реализм».
Возводил гостиницу на берегу Влтавы чешский архитектор Франтишек Ержабек с 1952 по 1957 год. С тех пор башня не единожды меняла название: она успела побыть и «Москвой», и «Дружбой», и «Интернационалом», а теперь вот присоединилась к международной семейке отелей Crown Plaza и даже пятью звездами обзавелась. Но какое имя ни бери, советских корней за таким фасадом все равно не скроешь.


РООС © 2004<<< Назад
,
, ,