Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров Аналитические статьи
Красная крепость. Замок Мальборк.

Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров

Оригинал документа:
http://www.RIPS.ru


Красная крепость. Замок Мальборк.

Поезд, следующий из Варшавы в Гданьск, слегка замедляет ход, и за окнами разворачивается настолько грандиозная картина, что даже привычные ко многому пассажиры невольно поворачивают головы. На берегу реки за высоченными красными стенами поднимаются круглые башни с высокими черепичными крышами. Опытного туриста мало чем удивишь, да и крепостей в Европе хватает, но здесь все такое огромное, что кажется слишком похожим на кино, чтобы быть настоящим. Тем не менее это не декорация: перед вами самый большой рыцарский замок в Европе, построенный из кирпича, бывшая столица Тевтонского ордена — замок Мальборк.

Псы-рыцари

Нам рыцари Тевтонского ордена знакомы в первую очередь по классическому фильму «Александр Невский». Да, именно их топил в Чудском озере святой и благоверный русский князь. Реальная история ордена гораздо старше и богаче истории киношной. Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской, основанное в XII веке на Святой земле, по первоначальному замыслу должно было охранять больницы.
Краткое название Тевтонский, или Немецкий, орден братство получило потому, что в его ряды вступали выходцы из немецких земель, и орден, пусть формально, подчинялся императору Священной Римской империи. Правда, в завоевании Палестины немецкие рыцари ничем особенным себя не проявили, их забивали более авторитетные собратья — тамплиеры и госпитальеры. Впрочем, хорошо обученная и подготовленная армия в Средние века была серьезным капиталом, которому всегда найдется применение. Тевтонцы оказались востребованными на востоке Европы.
Забавно, что пригласил их польский князь Конрад Мазовецкий, который рассчитывал при помощи немецких рыцарей отвоевать земли, захваченные язычниками-пруссами, а заодно приобщить их к свету веры Христовой. Тогдашний римский папа сочувствовал немцам и приравнял этот поход к крестовым — рыцарям за святое дело прощались любые прегрешения. Тевтонцы с энтузиазмом взялись за «работу» — отвоевав какой-нибудь из прусских районов, они расправлялись с языческими жрецами, массово крестили местное население и... строили замок. А как иначе? Вера нуждается в защите, а добро должно быть с кулаками. Вот только польскому князю радоваться оказалось нечему — рыцари не собирались отдавать ему завоеванные территории. Для того чтобы выгнать «дорогих гостей», полякам понадобилось три сотни лет.
Однако центр ордена еще какое-то время находился в Палестине и только в XIV веке перебрался на свежеокрещенные земли. Для главного замка было выбрано место на берегу реки Ногат, а имя крепость получила Мариенбург — в честь Богородицы, покровительницы ордена. Мальборк — польская версия немецкого названия. В желающих присоединиться именно к этому ордену недостатка не было, потому как Европа и земли богатые. Братство росло — рос и замок, число его обитателей в лучшие времена достигало 3000.
Тевтонцы построили на территории Пруссии более 150 замков, причем каждый — в пределах видимости другого. В случае тревоги на башне зажигали огонь, чтобы сосед успел приготовиться к обороне. Система вроде бы нехитрая, но эффективная.

Приусадебное хозяйство

Тевтонский орден считался достаточно демократичным по сравнению с другими — великий магистр, или хохмейстер, не обладал абсолютной властью и по важным вопросам должен был советоваться с орденским капитулом. Однако демократизм распространялся только на самих рыцарей, а крестьян и прочих людей неблагородного звания не касался. Для проживания «подлого люда», то есть тех, кто кормил и одевал господ рыцарей, предназначался Нижний замок— территория за пределами основной крепости. Впрочем, надо отдать должное тевтонцам: при всем своем чванстве подданных они защищали и даже лечили. Сейчас на месте бывшего Нижнего замка расположился город Мальборк. О том, что и этот участок земли являлся частью укреплений, напоминают только контуры разрушенных стен. Современный турист через главные ворота сразу попадает на территорию Среднего замка — самую большую в крепости. Здесь находились офисные помещения рыцарской администрации, комнаты для приемов, столовые и больница. Все это сегодня насколько возможно отреставрировано и открыто для посещения. Гиды с удовольствием расскажут, как зимой помещения отапливали с помощью горячих камней и воздуховодов. Внутренние помещения не слишком меблированы — в Средние века с мебелью вообще было небогато, да и не уцелело ничего. Сами же сооружения впечатляют — даже сейчас они кажутся огромными, что уж говорить о временах расцвета рыцарства... К сожалению, роспись на стенах и потолках восстановлена не полностью. Зато в одном из помещений Среднего замка выставлена коллекция оружия и доспехов.
Гости замка и будущие рыцари именно в средней части встречались с руководством ордена. Она своего рода визитная карточка замка, поэтому здесь все такое масштабное и красивое. Но тевтонцы все-таки были не только рыцарями, но и монахами, они несли обеты послушания и безбрачия, отказывались от собственности. Общежитие рыцарей Верхний, или Высокий, замок— самая охраняемая часть крепости. Посторонние могли попасть туда только в качестве пленников.

Высокий замок

Высокий замок укреплен по всем правилам средневековой военной науки — к нему ведет мост, который простреливается со всех сторон, несколько ворот и, соответственно, несколько постов часовых. Мимо не пройдешь, если не знаешь пароль, а он менялся ежедневно. Правда, однажды в этой системе произошел досадный сбой. Захваченный рыцарями в плен литовский князь, томясь в камере-одиночке, громко распевал народные песни, а один из замковых слуг оказался земляком-литовцем. Ночью он открыл камеру и выпустил князя. Тогда-то и обнаружилось, что для выхода из замка пароль не требуется.
В Высоком замке располагались самые важные помещения ордена: кухня, пекарня, пивоварня, монетный двор (орден чеканил собственные деньги) и орденская казна. Жилые помещения рыцарей в сравнении с гостевыми апартаментами Среднего замка совсем не впечатляют. Потолки довольно низкие, комнаты тесные. Сейчас-то стены освещаются электричеством, а в рыцарские времена с этой целью использовали чадящие факелы. Отдельные комнаты полагались только орденскому начальству, ну и повару, конечно. Остальным рыцарям орденский устав предписывал спать в общей спальне. Более того, им запрещалось раздеваться на ночь, потому как рыцарь должен быть всегда готов к отражению неприятеля. Представьте: куча потных мужиков в узкой комнатке, да еще и факелы. Страшно даже подумать, как это выглядело, точнее, как это пахло.
Умели ли рыцари читать, неизвестно. Понятно, что орденское начальство умело, а вот насчет рядовых «крестовых воинов» уверенности нет. По крайней мере указатели в замке — это не надписи, а изображения. Самая симпатичная фигурка — чертик: ножки иксиком, крылышки расправлены, явно торопится... И можно догадаться куда. Чертик обозначает поворот к башне, в которой находится туалет. Этим туалетом мальборкский замок справедливо гордится. Разумеется, туалеты и в других замках были, но здесь отходы попадали не просто на землю, а в проточный ручей и, соответственно, смывались — чисто, аккуратно и, что самое главное, гигиенично.
Безо всяких шуток, в Средние века от эпидемий гибло гораздо больше людей, чем от боевых действий, и смертельным могло оказаться любое заболевание, даже простая дизентерия. Так что санитарные удобства в Мальборке были призваны спасти жизни обитателей в прямом смысле этого выражения. Хроники не донесли до нас имени славного мастера, который с таким тщанием и любовью продумал систему замковых туалетов, а жаль: он точно достоин отдельного памятника — его заслуга не менее важна, чем деяния некоторых великих магистров ордена. Кстати, в госпитале туалет отдельный, что тоже весьма разумно во избежание эпидемий.
Кабинки в мальборкском туалете установили только после того, как его приобрели польские короли. Тогда в замке появились дамы, от которых и пришлось отгораживаться. И, чтобы закончить туалетную тему, расскажем, почему переход к башне с туалетом деревянный. Все очень просто — в случае штурма замка именно ей предстояло стать последним оплотом защитников. Если бы враг захватил остальные помещения, деревянный переход следовало сжечь, и сама башня осталась бы практически неприступной.
Самые знаменитые из хозяев Мальборка рыцари-тевтонцы владели замком всего-то 200 лет, из которых 150 ушло на строительство. Да и расстались тевтонцы с Мальборком довольно бесславно. После Грюнвальдской битвы, когда объединенные польско-литовско-русские войска разбили армию ордена, замок выдержал многомесячную осаду и не сдался. Но где бессильны пушки, часто помогает золото — рыцарям пришлось отдать Мальборк за долги, и в середине XVI века его владельцем стала польская королевская династия Ягеллонов. Сам орден покатился по наклонной, все время вниз и вниз... В 1809 году Тевтонский орден был официально распущен Наполеоном Бонапартом и, хотя потом был снова восстановлен, прежнего размаха не набрал. Центр тевтонцев теперь располагается в Вене, обращать в христианство рыцари никого не собираются, занимаются благотворительностью.

Стройка тысячелетия

Из новых хозяев хорошо к замку относились только польские короли. Они практически ничего не разрушали и не перестраивали, впрочем, и бывали здесь нечасто. Короткий визит французов во время наполеоновских войн тоже не нанес замку особых разрушений. А вот прусская администрация, которой Мальборк достался в конце XVIII века, отнеслась к наследию великих предков без всякого уважения. В помещениях замка разместили не только казармы, но и конюшни, перегородки безжалостно ломали, чтобы лошадки смогли зайти внутрь... Следы прусского хозяйствования остались до сих пор.
Вторая мировая война тоже не обошла замок стороной. Гнездо тевтонской военщины оказалось достаточно прочным сооружением, и его стратегическое расположение снова сыграло свою роль — советским войскам пришлось расстреливать укрепления из пушек, чтобы взять крепость штурмом.
После войны Мальборк снова стал польским. Нашлись горячие польские головы, которые предлагали снести проклятый памятник тевтонам, а исторические кирпичи использовать для восстановления разрушенных городов Польши. Хорошо, что умных голов оказалось больше, чем горячих, и замок сохранили. Но восстановление заняло десятки лет и продолжается до сих пор. Стены и основные здания воссозданы полностью, а вот главный собор до сих пор в руинах. Впрочем, мальборский замок и не такое видал...
Туристу из России во время посещения мальборкского замка трудно удержаться от злорадных мыслей: да, рыцари, и замоку них прочный, и все такое, а мы их били и к себе в страну не пустили. Не надо гнать от себя эти мысли, приятно — особенно на фоне такой мощной громадины — гордиться собственной страной. И еще: будьте уверены, замок в Мальборке вы не забудете никогда. Нигде нет ничего похожего.


РООС © 2004<<< Назад
, ,