Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров Аналитические статьи
Санкт-Петербургу - 300 лет

Российское общество профессиональных оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров

Оригинал документа:
http://www.RIPS.ru


Санкт-Петербургу - 300 лет

Яковлев Владимир Анатольевич
Губернатор Санкт-Петербурга

Празднование 300-летия Санкт-Петербурга станет событием не только общероссийского, но и международного масштаба. Наш город готовится к юбилею по специально разработанной программе, которую утвердила Государственная комиссия под председательством президента Российской Федерации. Для всех петербуржцев достойное завершение подготовки к 300-летию родного города - дело чести и первостепенной важности.
Во многих странах созданы специальные общественные комитеты по подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга. В Финляндии, Франции, Германии, Великобритании и других европейских странах подготавливаются специальные проекты к юбилею нашего города. Без преувеличения можно сказать, что в 2003 году к Петербургу будет приковано внимание всего мира. На юбилейные торжества к нам приедут главы многих государств. В восстановленном к юбилею Константиновском дворце в Стрельне пройдет встреча лидеров стран большой восьмерки.
Основание Санкт-Петербурга было задумано и осуществлено Петром Великим как прорыв в будущее. На рубеже 17-18 веков Россия порывала со своим отсталым, изоляционистским прошлым и стремилась на равных сотрудничать и конкурировать с передовыми державами Европы. Нечто похожее происходит и сейчас. Северной столице в этом процессе принадлежит особая роль - наш город остается "окном в Европу" теперь уже для новой России.
Петербург - один из крупнейших субъектов Российской Федерации. Исторически так сложилось, что город был основан как столица России, ее европейские ворота. Этим во многом объяснялось положение города и в России и в мире. На протяжении двух веков город был одним из влиятельнейших центров политической жизни Европы и мира. Быстро рос его экономический потенциал. К концу XIX века город стал крупнейшим в России и одним из важнейших в мире промышленным, торговым и биржевым центром. Велика была слава столицы России как одного из крупнейших центров мировой культуры.
В двадцатом веке Петербург стал центром революционных потрясений, утратил официальный столичный статус, перенес ужасы блокады. Тем не менее, Ленинград упорно не соглашался с навязываемой ему ролью "великого города с областной судьбой". Промышленный и научно-технический потенциал города на Неве был сопоставим с московским. Его культурно-исторические памятники бережно сохранялись, отстраивались и благоустраивались окраины. В том, что сегодня Петербург по праву считается культурной столицей России, велика заслуга не только первостроителей, но и всех поколений петербуржцев-ленинградцев, защитивших и сохранивших доставшееся им от предков богатейшее наследство.
Промышленность Ленинграда была во многом ориентирована на военно-промышленный комплекс Советского Союза. Наши промышленные гиганты из года в год выполняли крупные оборонные заказы, которые финансировались государством.
В первые перестроечные годы масштабы этих заказов стали стремительно уменьшаться. Предприятиям приходилось сокращать производство, на ходу перестраиваться, учиться самим искать рынки сбыта "мирной" продукции. Сокращение, а то и полное исчезновение на ряде предприятий оборонных заказов привело к значительному падению объемов производства городской промышленности в целом.
С 1996 года администрация города стала проводить политику, направленную на реструктуризацию и возрождение промышленности. Уже к середине 1998 года эта политика начала приносить плоды, появились первые обнадеживающие тенденции. Однако нам вновь предстояло пережить испытание, вызванное общероссийским финансовым кризисом августа 1998 года. Петербург оказался одним из немногих регионов России, который даже в критической обстановке не останавливал выплаты по своим финансовым обязательствам, аккуратно выплачивая проценты по внутренним и внешним займам. Во многом благодаря этому в город не прекратился приток инвестиций.
С 1998 года объем валового регионального продукта вырос на 23% и составил в 2001 году 245 миллиардов рублей. В этом году по предварительным оценкам мы превысим рубеж в 300 миллиардов. Таких темпов развития экономика города не знала со времен послевоенного восстановительного периода.
Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в пищевой, пивоваренной, деревообрабатывающей промышленности. Крупные зарубежные и отечественные заказы выполнили наши судостроители. Но особенно нас радует, что стабильный прирост объемов производства стал наблюдаться в машиностроении и металлообработке.
В 1999 году строительный комплекс Петербурга впервые за постперестроечные годы сдал более миллиона квадратных метров жилья. С тех пор этот показатель ежегодно превышается.
В 1995 году в экономику города было вложено всего 50 миллионов долларов иностранных инвестиций. В 2000 году их объем составил уже 1 миллиард долларов, а в 2001 году - 1 миллиард 200 миллионов долларов. В 2002 году эта цифра еще более возросла.
Мы гордимся тем, что за все пореформенные годы в городе не закрылся ни один театр, а наоборот - появились новые коллективы, а "бездомные" театры получили помещения. В городе сохранилась и развивается мощная сеть из 150 музеев, действует свыше 1200 библиотек, 9 государственных архивов, 6 выставочных и 8 концертных залов.
Санкт-Петербург - второй по значению после Москвы научный и образовательный центр страны. Здесь находятся Научный Центр Российской Академии Наук, многочисленные научно-исследовательские институты. Специалистов в различных областях знаний готовят Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет, Технический и Технологический университеты, Университет экономики и финансов, Архитектурно-строительный университет, Военно-медицинская академия, Горный институт, Академия культуры, Академия русского балета, и многие другие.
По многим показателям Петербург в последние годы развивался быстрее других субъектов федерации. Он стал одним из самых благополучных регионов России. С одной стороны, это закономерно: ведь от многих поколений предшественников нам досталось богатейшее наследие. Но мы помним и те времена, когда бездумное реформирование практически парализовало многие наши промышленные гиганты. Экономику города после всех этих потрясений приходится реанимировать до сих пор. Тем не менее, число убыточных предприятий в городе постоянно сокращается.
Удачной можно назвать политику Санкт-Петербурга по поддержке и развитию малого предпринимательства. В городе действуют более 90 тысяч малых предприятий, в которых трудятся почти 600 тысяч человек. Малый бизнес дает четверть всех доходов городского бюджета.
Наш город специализируется на оказании транспортно-распределительных и торгово-посреднических услуг (удельный вес города в грузообороте, розничной торговле и экспортно-импортных операциях значительно выше удельного веса города в общей численности населения России). Санкт-Петербург является также крупнейшим в стране центром туризма и культурного отдыха.
Показатели безработицы здесь в два раза ниже среднероссийских, а реальные располагаемые денежные доходы населения - в 1,2 раза выше средних по стране. При этом доходы населения в городе растут более быстрыми темпами, чем в РФ. Нам удалось значительно повысить зарплату бюджетникам. С января 2003 года она вновь выросла на 50 процентов. Особенно весомая прибавка выделена работникам здравоохранения, образования и культуры. Зарплата в промышленности выросла в среднем на 30%.
Перспективы экономического развития Санкт-Петербурга связаны, прежде всего, с усилением его международных торгово-транспортных функций. Комитет планирования стран Балтийского моря в своих прогнозах развития транспортных коммуникаций в регионе на период до 2010 года отмечает неизбежность все большего перемещения грузопотоков с автомобильных трасс на морские, железнодорожные и речные пути. Предполагается, что объемы грузоперевозок всеми видами транспорта в Балтийском регионе ежегодно будут увеличиваться на 3,5-4% и достигнут к 2010 году 1 млрд. тонн. Этот прогноз весьма благоприятен для Санкт-Петербурга. Кроме того, наш город и дальше будет стремиться к полному использованию своих естественных преимуществ как главных внешнеторговых ворот северо-запада России. В канун 2003 года мы открыли паромную линию между Петербургом и Калининградом.
В ближайшие 5-7 лет экспорт регионов северо-запада может возрасти на 25-30%. Петербургу предстоит принять на себя значительную часть прироста этих экспортных грузопотоков. Реализуемые в настоящее время в городе крупные инвестиционные проекты (строительство кольцевой автомобильной дороги, транспортных развязок, комплекса сооружений защиты от наводнений, новых причалов в морском и речном портах, расширение сети гостиниц, и другие) дадут возможность успешно выполнить намеченные задачи.
К 300-летию многое сделано для благоустройства города. Успешно реализуется программа ремонта и реконструкции исторического центра города и дворцово-парковых ансамблей в пригородах. Практически все архитектурные шедевры и исторические памятники Северной Венеции предстанут к юбилею обновленными и похорошевшими.
Весной 2000 года мы сдали Ушаковскую развязку - большой путепровод, который значительно улучшил транспортное сообщение между двумя северными районами города. А наши районы, по европейским, да и по российским меркам - средней величины города, где проживает до полумиллиона жителей. После сдачи очередного крупного объекта дорожной инфраструктуры, благоустройства, в который вложено немало сил и средств, испытываешь особенное чувство удовлетворения и гордости. В том числе за наших строителей, которые смогли быстро и качественно построить важные для жизни города объекты.
Прошлой весной мы закончили строительство Смольной набережной, которая разгрузила от транспорта центр города. Благодаря архитектурному и художественному оформлению новая набережная органично вписалась в ансамбль исторического центра города.
Продолжается строительство так необходимой Петербургу Кольцевой дороги. Первый участок КАД протяженностью 23 километра от станции Горской до проспекта Культуры мы уже сдали. Это примерно треть восточного полукольца КАД. Параллельно со строительством главной окружной магистрали начинаем подключать к ней внутригородские трассы. Транспортные развязки построены недавно на проспекте Энгельса, на Московском шоссе, в Автово.
Улучшению работы петербургского транспортного узла будут способствовать строительство Западного скоростного диаметра, нового Ладожского вокзала. Первые поезда на этот вокзал должны прийти уже весной этого года. Большие у нас планы и по развитию морского порта. Введенная в строй Автовская транспортная развязка - важный шаг в этом направлении.
Главная стратегическая задача, стоящая перед городской администрацией накануне 300-летнего юбилея Северной столицы - повышение качества жизни петербуржцев. Этой задаче подчинены все городские программы, на ее решение нацелены усилия всех структур администрации города. Возрожденная Северная столица должна стать современным мегаполисом, качество жизни в котором будет соответствовать уровню европейских стандартов.
Декада юбилейных торжеств пройдет с 23 мая по 1 июня 2003 года. Каждый из праздничных дней имеет свое обозначение, свою тематическую направленность. Центром юбилейных торжеств станет акватория Невы и Стрелка Васильевского острова, Мариинский театр. В каждом районе города и пригородах пройдут свои праздничные мероприятия, театрализованные представления, карнавальные шествия и фейерверки.
Петербуржцы, несомненно, сделают все для того, чтобы праздник города прошел достойно и запомнился всем участникам и гостям, как одно из самых ярких событий жизни. После юбилея международный авторитет и значение Петербурга неизмеримо вырастут. Самый европейский город России будет играть все более заметную роль в процессе интеграции России в мировое сообщество высокоразвитых государств.

Международный научно-практический журнал "Недвижимость: экономика, управление" №6


РООС © 2004<<< Назад
, ,